О продаже товаров в Беларусь компанией, применяющей УСН
О продаже товаров в Республику Беларусь российской компанией, применяющей УСН
С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС). Согласно положениям ТК ТС единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (п. 1 ст. 2 ТК ТС).
Таким образом, при осуществлении сделок между налогоплательщиками государств - членов таможенного союза внутри таможенного союза необходимо руководствоваться, в частности:
- Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - «Соглашение») (г. Москва, 25 января 2008 года);
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (далее - «Протокол») (г. Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 года);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 года) (далее - «Протокол об обмене информацией»).
Ни один из указанных документов не содержит ограничений на продажу товаров в Республику Беларусь для российских компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Кроме того, аналогичных ограничений не содержит и Глава 26.2 Налогового кодекса РФ («Упрощенная система налогообложения»).
Исходя из положений указанного Протокола, при продаже товаров в Республику Беларусь необходимо оформлять товаросопроводительные документы, установленные законодательством страны поставщика. В случае с российской организацией - это товарная накладная по унифицированной форме ТОРГ-12 (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998г. N 132).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - «НК РФ») организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 169 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ при реализации товаров составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость, а также организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, но осуществляющие посредническую деятельность в рамках договоров, заключенных с налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Таким образом, при реализации товаров (за исключением случаев, предусмотренных статьей 174.1 НК РФ), в Республику Беларусь, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, счета-фактуры выставлять не должна (аналогичное мнение содержит письмо Минфина России от 22.07.2010г. N03-07-13/1/04).
Что касается раздельного учета, то такая обязанность установлена законодательством в случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ). Организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), не осуществляют операции, подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость и, соответственно, не обязаны вести раздельный учет таких операций.
21 Января 2012 года